Путешествие из Петербурга в Москву,
   или женский взгляд на происходящее
 
… Не слушайте тех, кто ругает.
Не слушайте тех, кто восхваляет.
Смотрите на все своим собственным зрением…

…У каждого своя формула гармонии.
 

Москва. 8 Марта 2008 года. Клуб Б1 Maximum. Крис Норман. Друзья мои, по-моему, произнеся одни только эти слова, можно быть полностью уверенным, что начало для отчета выбрано верно.

Описать свое ожидание этого концерта мне хотелось бы при помощи Евгения Гришковца и его мастерской “ставки” на ассоциации. …Ждешь-ждешь в детстве мультик, а он оказывается кукольным… В отличие от ребенка, обиженного таким образом на телевизор, я никогда не боялась почувствовать себя “обманутой” в своих ожиданиях. Традиционный российский сет-лист выступлений более-менее известен, настроение мистер Норман умеет создать мастерски. К тому же всегда, на каждом концерте, бывают сюрпризы – от самого Маэстро, от его бэнда, от публики и зачастую от себя самой.

Для того чтобы у моего отчета (или рассказа – как хотите), образно выражаясь, были не только ручки, ножки, хвостик, но и тельце – то есть какая-никакая композиция – я коротко опишу задуманную структуру. Это будет выглядеть так. Моя подготовка к поездке на концерт в Москву, “моя” Москва – то, что мне пришлось по душе во время вояжа по Первопрестольной, и, собственно, – сам концерт и мои впечатления.

Итак, начнем. 7 Марта – день предпраздничный. Для меня. Для некоторых моих знакомых счастливцев – “первые сутки трудовой вахты” – неформальное общение с кумиром и его коллективом. Пока на московской земле происходила встреча “Большого совнаркома”, мы с друзьями тоже зря времени не теряли. Поскольку все люди творческие, в той или иной степени соприкасаемся с Музыкой: кто-то поет, кто-то играет, а кто-то просто слушает – мы устроили своего рода репетицию 8 Марта. Все как положено: со сценой в большом зале, с микрофонами и пением. Зачем я это все рассказываю? А вот зачем. Захотелось мне вдруг стать сопричастной к действу, происходящему на сцене. Захотелось прочувствовать тот драйв и кайф от общения с публикой, который словит 8 Марта Крис Норман на своем выступлении. При выходе на сцену мне, как всегда, вовремя, вспомнилось и высказывание самого Маэстро по поводу волнения – …Еще как волнуюсь, прямо трясет!

Что касается меня – так я “протряслась” всю свою первую песню. А вот на второй микрофон уже окреп в руке, и удалось изобразить нечто эстетичное. Как Моя публика – спросите вы. Замечательно! – отвечу я. У кого-то из зала даже оказался под рукой цветок в подарок. Правда, мне его пришлось передарить, так как ночной праздничный поезд на Москву уже стоял “под парами”. Чтобы не создавать неверного впечатления о себе как о подающей надежды певице – вот вам маленький штришок к моему певческому портрету. Есть у меня одна довольна пожилая поклонница. Она регулярно ходит на посиделки в наше музкафе и когда видит меня, всегда просит – Ну когда, когда же Вы мне споете? Мне так нравится как вы поете. Вот другие как-то очень громко поют, а вот Вы – нет… Однажды такого рода комплимент услышал мой хороший знакомый остряк и откомментировал – Ну да, они очень громко поют – спать мешают, а вот вы, Белка, – нееет!

А что такого? Пение – непрофессиональное, я – очень скромная. Пою для себя, для души, для друзей, ну и – для бабушки из зала! А в Москоу-сити поеду перенимать опыт выступления зарубежных своих любимцев!

Москва. Когда я приезжаю в столицу нашей родины, меня почему-то всегда посещает мысль, что я попадаю в третью серию фильма “Чародеи”. Неизменно в ушах звучит душераздирающий стон одного из героев – Ну, кто так строит? На этот раз мы с подругой блуждали по московскому метро. Если учесть, что Питер считается самым читающим в мире городом, а мы именно оттуда, то в московском метро мы уж начитались вволю. Вывесок и указателей как и куда пройти-проехать.

А доехали мы до замечательного места на Старом Арбате – Hard Rock Cafe. Моя подготовка-разогрев к концерту продолжались. В заведении я рассмотрела концертные принадлежности импортных и отечественных рок-звезд, множество портретов и гитар на стенах. Хостисс любезно провела для меня мини-экскурсию, я же в ответ на гостеприимство взяла у нее блиц-интервью по поводу группы “Smokie”. Аккурат под портретом Джона Леннона. А поскольку рекламы предстоящего концерта Криса я почти не видела по городу (так, одна-две-три афиши), то я, как говорится, сама “пошла в народ” с кратким анонсом, приглашениями и просветлительными беседами…

Потом была встреча с личным составом “Малого Совнаркома” – постоянными участниками сайта www.chris-norman.ru. Дорогие “участники”, вот что я вам скажу. Крис Норман – счастливейший человек, потому что у него есть такие интересные, творческие и теплые поклонники, как вы. А сколько еще таких – незнакомых единомышленников – на просторах бывшего СССР!

И вот концерт. Маэстро, мы добирались до Вас долго, аж с 7 Марта! И вот наши ноги ступили наконец на территорию клуба Б1 Maximum.

Сама концертная площадка мне понравилась. Сцена возвышается над партером. Всем все видно. Хочешь – танцуй, хочешь – стой и слушай. Звук тоже неплохой. Экраны для “балконных” зрителей тоже есть, но мне их было не видно: стояла напротив сцены. Честно признаюсь, давненько я не смотрела концерты стоя. Точно могу сказать, что для меня в “стоячем положении” есть и свои минусы, и свои плюсы. Несомненным преимуществом является то, что можно подойти чуть ли не вплотную к сцене, а, следовательно, увидеть работу Маэстро и его бэнда в непосредственной близости. Образно говоря, услышать само дыхание, сам пульс Артистов, а так же – для моих слепых глаз – почитать надписи на музыкальных инструментах, чтобы потом с видом посвященного говорить: а вот Крис играл на такой-то и такой гитаре, на таком-то ладу, а Дорино – на таких-то барабанах, а у обворожительной Шеннон было столько-то колечек в тамбурине. Ах, да! И еще панама и очки Джеффа внушали неизменное уважение.

Поймать взгляды артистов весьма и весьма сложно. По своему скромному опыту знаю, что когда смотришь со сцены в зал, зрение как бы расфокусируется, и создается так называемый эффект “плавающего” взгляда. Если не зафиксировать его на чем-то (ком-то) конкретном, то стоящим у сцены он и будет казаться слегка неясным. Так что, уважаемые коллеги, не обижайтесь, если что, на смотрящего “сквозь” Маэстро. Этому есть куча объяснений!

Из минусов – и то весьма относительных – назову только один. Публика стояла очень плотно, поэтому мне не удалось в полном мере насладиться зрительской реакцией на происходящее. Не услышала я и комментариев – зачастую они бывают очень емкие и остроумные. А с другой стороны ничто не отвлекало меня от действа на сцене.

А теперь – внимание! Подошло время “Х”. Звучит ставшее уже таким привычным (и всего-то за несколько свиданий!) приглашение к Жизни на сцене. Вот они, мои золотые! Уже выходят и рассредотачиваются по своим местам. Не смущайтесь услышанного от меня эпитета. Просто я на них смотрю как на своих друзей, близких людей, которые при каждой встрече дарят огромную радость общения. Через музыку и песни.

И вот Он – Крис! Ну, привет, старина! И это – не фамильярность вовсе. Просто, опережая ход повествования, замечу, что буквально после каждого концерта возникает такое ощущение, что вот, сейчас Маэстро и его ребята отдохнут и поедем мы (все поклонники, имею в виду) с ними – нет, не к цыганам, не угадали! – за большой накрытый стол. А там будем говорить, говорить и петь, петь, петь. Наши гости – свои песни, ну а мы с вами покажем, на что мы способны. Я понимаю, что такая картинка – фантом: разность менталитетов и тому подобное. НО! Самое главное: это теплое ощущение присутствует всегда! Это очень важно. Для меня.

Хронологию концерта можно восстановить по сет-листу.
   Я остановлюсь на эпизодах.

Начало. Неизменная, вечная, любимая “I’ll Meet You At Midnight” Звучит очень плотно. Сразу после нее я буквально кожей ощутила настоящую, роковую, атмосферу зала.

Вот Маэстро приветствует публику. Задает вопрос – А как у вас обстоят дела с английским? Хорошо? Публика дружно реагирует – Yeeees! Я в том числе. Маэстро от такой детской непосредственности и от явного лукавства рассмеялся. И тут же рассказал о себе – А я вот знаю только две фразы на русском – Спасибо и Добрый вечер. Одно слово я уже сказал, второе – вот, вам, пожалуйста. И тут он делает такой жест, что, мол, ну, теперь я свободен, с поставленной задачей по русскому языку справился. Публика смеется (по крайней мере, близ меня стоящая). И здесь ко мне поворачивается моя подруга – А почему это ты обманываешь дяденьку: говоришь, что отлично знаешь Английский? Я ей отвечаю – Подруга моя дорогая, ты жеж не понимаешь! Мы сейчас с Крисом общаемся “на равных”. Смотри, он два слова из русского выучил, ну и я – немного больше, правда – из его родного. А еще я бы могла ему “в багаж” подкинуть несколько слов из “птичьего” языка – хинди… Так что все чисто и честно.

Дальше – концерт. Нет, все-таки сет-лист этого концерта был очень достойный. Сама очередность песен: период Smokie и сольное творчество Криса разных периодов грамотно были сплетены в одну “косицу”. А какие чудесные сюрпризы были! С замиранием сердца я услышала первые аккорды “Lost in Flight”. Одна из любимых моих песен, с любимого альбома “Reflections”, с интересными сменами ритма и какой-то тревожащей, бередящей аурой. По окончании песни я стала ждать уже и любимейшую свою вещь – “The Night Has Turned Cold”. Аппетит, как известно, приходит во время еды…

Вот интересная штука – на концертах я жду чего-то своего, конкретного, а мне раз за разом предлагают, по веселому совпадению, одно и то же – Baby It’s You. Я тоже ее очень люблю – как говорится, не в обиде. На этой песне, уже традиционно, музыкантам выносят стулья (табуреты). И звучит она так по-домашнему. Я бы здесь призвала на помощь и Севу Новгородцева, из интервью с которым я услышала интересную, подходящую случаю формулировку: от самой режиссуры/постановки песни, от ее исполнения, веет “таким теплом кухонным”. И в этот раз на ней я увидела интересно-неожиданное для себя. Мой взгляд вдруг упал на носок рыжего сапога Шеннон. И я почему-то какое-то время не могла оторвать от него взгляда. Да он же тоже – поет! Раскачиваясь в такт музыке, подыгрывая своей хозяйке…

Чуть позже был песенный блок условного названия “для тех, кто любит погорячее” – The Growing Years Medley. А потом, потом!.. All Day, All Night – песня с очаровательным этническим саундом. Такая мягкая, душевная Салса. Едва ее заслышав, я обернулась к подруге и сказала – Сейчас станцую! Ха-ха-ха! Совсем как в мультфильме “Жил-был пес…” Помните? Наверху, за столом, поют праздничные украинцы, а под столом сидят уже сытые волк и пес. И тут волк вдруг заявляет – Щас спою!

В конце концертной программы был выход “на бис”. Традиционные “Midnight Lady” и задорная, джайвовая такая, “Oh Carol”.

И – все?!. Как в нашей уже песне поется: “ … Вот хозяин гасит свечи. Кончен бал и кончен вечер…” Напоследок – чудесная улыбка Маэстро, общий поклон артистов. Проносится мысль в голове – Все правильно. Из-за стола нужно выходить немножко голодным. Чтобы с удовольствием через некоторое время возвратиться обратно. Маэстро! Мы вас ждем! Спасибо большое за угощение Вашим творчеством! А еще спасибо Вам за нас. Вы доставляете не только огромное удовольствие на концертах и в альбомах, но еще и предлагаете хороший стимул развиваться в личностном, творческом плане. Кто-то из нас пишет стихи, кто-то играет – и не на одном – музыкальном инструменте, кто-то поет, а кто и вообще на все руки мастер! Так что – мы достойны друг друга! Когда мы еще соберемся на Ваши концерты в Германию – не знаем, но Вы приезжайте к нам. Привозите – старое, новое – любое. Мы рады Вам всегда!

 
 © Белка, С.-Петербург, 28.03.2008
 © www.chris-norman.ru